Афины – столица Греческой Республики

Афины – столица Греческой Республики, государства в Юго-Восточной Европе, в южной части Балканского полуостро­ва и на прилегающих островах Ионического, Средиземного и Эгейского морей. Столица рас­положена в юго-восточной части материковой Греции, на полуострове Аттика. Афины — город, жизнь которого началась более пяти тысячелетий назад, был признан центром культуры и искусства античного мира уже в то время, когда большинст­ва европейских столиц еще не существовало.

Американский писатель Марк Твен, автор зна­менитых очерков «Простаки за границей», летом 1867 г. писал: «Сгорая от нетерпения мы предвку­шали встречу с самым прославленным городом мира. Что нам пейзажи, когда перед нашим внут­ренним взором торжественно шествуют Агамем­нон, Ахиллес и еще сотни великих героев легендарного прошлого! Что нам закаты, готовым сту­пить в древний город Афины, дышать его воздухом, жить его жизнью, погрузиться в глубь веков, покупать рабов на рыночной площади — Платона и Диогена, — или судачить об осаде Трои или блестящей победе при Марафоне!»

На месте Афин археологи нашли следы поселе­ний, которые относятся к периоду позднего неоли­та. Скала Акрополя словно самой природой была предназначена для человеческого жилища. Эта 156-метровая гора, расположенная в 8 км от моря, имеет обширное и удобное для поселения плато на вершине, до которой можно добраться только с од­ной западной стороны. Остальные склоны почти отвесны и неприступны. Здесь, согласно преданию, легендарный царь Аттики Кекроп основал в XV в. до н. э. крепость Кекропию, которая явилась пра­родительницей Афин. Акрополь и явился центром, вокруг которого возник один из самых древних и самых значительных по своему вкладу в человече­скую цивилизацию городов мира. Название города связано с именем богини Афины.

Древние Афины явились родиной рабовладель­ческой демократии. Перикл, Фидий, Пракситель, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Геродот, Сократ, Платон — вот имена государственных де­ятелей, ученых, архитекторов, скульпторов, с ко­торыми связан период расцвета Древних Афин.

Первая крупная и планомерная застройка Афин была произведена в VI в. до н. э. Наиболее значительные строительные работы велись на Ак­рополе и в гавани Пирей. Большая часть зданий, построенных в тот период, была позднее разруше­на персами. Но уже в V в. до н. э. при Перикле Афины были вновь отстроены.

Значительное строительство в Афинах было в 117—138 гг. при римском императоре Адриане, когда за стенами города возник, по существу, но­вый город. Афины украшались величественными общественными зданиями, руины которых, наря­ду с Акрополем, являются сегодня драгоценными памятниками античной архитектуры.

С XV в. Греция находилась под властью Тур­ции. Парфенон был превращен в мечеть, а в Про­пилеях на Акрополе поселился турецкий комен­дант. Афины были переименованы в Сетинес.

Возрождение Афин начинается с 18 сентября 1834 г., когда после образования независимого греческого государства — Королевства Греция — город был провозглашен его столицей. В то время Афины представляли собой небольшой городок, в котором проживало менее 8 тыс. жителей.

В 1924 г. Афины становятся столицей Грече­ской Республики. В 1935 г., с возвращением мо­нархического правления в Грецию, в Афинах вновь разместился королевский двор. 4 августа 1936 г. в Афинах был совершен фашистский пере­ворот. 6 апреля 1941 г. войска гитлеровской Герма­нии перешли греческую границу, вслед за этим были оккупированы и Афины. И только в октяб­ре 1944 г. Афины и Пирей были освобождены. В 1946 г. была восстановлена греческая монархия, а в 1974 г. Греция провозглашена республикой. Афи­ны — столица республики, политический центр страны. Здесь находятся резиденция президента, парламент и правительственные учреждения.

Центр города — Акрополь, называемый душой Афин. Древнейшая территория города привлекает всех посетителей греческой столицы. «Увидеть Акрополь — это мечта, которую лелеешь, даже не помышляя о ее существовании», — писал знаме­нитый французский архитектор Ле Корбюзье в книге «Путешествие на Восток».

Часть города, примыкающая к Акрополю, представляет собой архитектурный и археологиче­ский музей. Главным архитектурным памятником является ансамбль Акрополя: Парфенон, неболь­шой изящный храм Ники Аптерос, Эрехтейон со знаменитыми кариатидами, Пропилеи — ворота, ведущие на Акрополь.

Во времена Перикла, правившего Афинами в V в. до н. э., на Акрополь вела мощеная дорога, про­ложенная по пологому западному склону скалы. Теперь автобусы, везущие туристов, останавлива­ются вдоль улицы, обрамляющей Акрополь с юга, далее посетители идут пешком. Обсаженная де­ревьями дорога зигзагами, как в древности, подни­мается к подножию массивного восьмиметрового пиргоса — башни, на которой стоит изящный храм, посвященный богине победы Афине-Нике.

Обогнув пиргос, посетители оказываются пе­ред Пропилеями — парадным входом на Акро­поль. В древности здесь существовала широкая лестница, остатки ее видны и сейчас. Снизу, от подножия пиргоса, особенно величаво выглядит мощная колоннада Пропилей, построенных архи­тектором Мнесиклом в 437—432 гг. до н. э. На высоких ступенях подиума поднимаются колонны, выполненные из пентелийского мрамора. В цент­ре колонны расступаются, оставляя широкий (около 5,5 м) проход для Священной дороги, по которой шли на Акрополь процессии в дни празд­неств, вели жертвенных животных, въезжали ко­лесницы. Из шести колонн главного портика Пропилей сейчас полностью сохранилась лишь одна. Историк Павсаний, живший во II в. н. э., оставил следующее свидетельство: «Акрополь имеет толь­ко один вход. Другого нет, так как вокруг него об­рывистые склоны и мощная стена. У Пропилей потолок белого мрамора, по своей красоте и вели­чине камней они не превзойдены вплоть до моего времени».

В северном крыле Пропилей в античное время находилась Пинакотека — первая в мире картин­ная галерея, в которой хранились произведения крупнейших греческих художников классической эпохи. Картины большей частью мифологическо­го содержания, написанные на деревянных до­сках, развешивались на стенах.

Храм Ники Аптерос, стоящий рядом с Пропи­леями, сооружен в честь победоносного оконча­ния войны с персами. Строительство его заверши­лось в 427—424 гг. до н. э. Здесь находилась статуя Афины-Ники. Афина была изображена со шлемом в одной руке и фанатом — символом победонос­ного мира — в другой. Позднее образ Афины-Ни­ки слился в представлении афинян с Никой — бо­гиней победы, которую всегда изображали крыла­той. В отличие от привычного образа эту статую стали называть Никой Аптерос (Бескрылой). Отсю­да и распространенное название этого храма — храм Ники Аптерос и красивая легенда, согласно которой афиняне нарочно лишили крыльев богиню победы, чтобы она навсегда осталась в их городе.

С площадки пиргоса открывается великолеп­ный вид на город и на Саронический залив. С ним связан один из самых известных мифов Аттики, рассказывающий о величайшем ее герое — Тезее. Главным подвигом Тезея было освобождение ро­дины от поработившего ее критского царя Миноса, которому Афины должны были платить тяже­лую дань — через каждые восемь лет отправлять семь юношей и семь девушек на съедение Мино­тавру, чудовищу с телом человека и головой быка. Тезей, добровольно отправившись на Крит, убил в единоборстве Минотавра. Отец Тезея, афинский царь Эгей, ждал возвращения сына. В случае побе­ды Тезей должен был поставить на своем корабле белые паруса взамен черных, под которыми он от­ плыл на Крит. Но, огорченный потерей Ариадны, возлюбленной, которую отнял у него бог Дионис, Тезей забыл свое обещание. И Эгей, увидев чер­ные паруса, в отчаянии бросился со скалы в море. С тех пор море это называется Эгейским.

Главный памятник Акрополя — Парфенон, храм Афины. Время нанесло Парфенону непопра­вимый ущерб, от здания сохранилась лишь запад­ная стена. По свидетельству историков, в торжест­венный день Великих Панафиней совершалось шествие свободнорожденных фаждан Афин к свя­тилищу богини. Афиняне шли по Священной до­роге и, поднявшись к Пропилеям, вступали на Ак­рополь. Пройдя мимо статуи Афины Промахос и вдоль северной колоннады Парфенона, процессия достигала площади перед храмом. Здесь у алтаря происходил главный момент торжества — переда­ча жрецам новой одежды для священной статуи Афины Парфенос, изготовленной лучшими мастерицами, платья-пеплос, украшенного богатой вышивкой.

Скульптура покровительницы города-государ­ства, изваянная великим Фидием, величаво выси­лась посередине храма. Тяжелые складки ее платья ниспадали до самого пола. Левой рукой Афина придерживала круглый щит, у которого кольцами извивался змей Эрихтоний. На правой ладони дочь Зевса, покровительница наук и ремесел, дер­жала небольшую статую богини победы — Ники. Гордо поднятую голову Афины венчал шлем. Ста­тую, выполненную из слоновой кости, Фидий бо­гато украсил драгоценностями, инкрустацией из листов золота. В ц е т р е чешуйчатого панциря скульптор поместил лик горгоны Медузы — ми­фического чудовища, умерщвленного Персеем при помощи богини-воительницы.

Парфенон считался символом славы и могу­щества города. Главным культовым сооружением был другой храм — Эрехтейон. Он создавался спе­циально для древней статуи Афины, по пре­данию, упавшей с неба. Главная достопримеча­тельность Эрехтейона — знаменитый портик ка­риатид. На высоком цоколе помещаются шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Статуи, заменяющие колонны, — кари­атиды — широко использовались в феческой ар­хитектуре. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенным воплощением этого архитек­турного приема.

На плоской террасе Акрополя, возле храма Эрехтейон, шумит серебристой листвой олива. Она оказалась здесь не случайно. Родословная вы­сокочтимого греками дерева уходит в далекое про­шлое. По сведениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.), в храме находились олив­ковое дерево и источник морской воды. Афиняне считали, что Посейдон и Афина предъявили их в качестве свидетельств в споре за власть над стра­ной. Оливу постигла судьба всех прочих святынь: ее сожгли варвары. Однако на следующий день после пожара, когда горожане направились в свя­тые места для жертвоприношений, они увидели, что пень снова дал побег длиной примерно в ло­коть.

Творениям рук человеческих за тысячелетиядоводится перенести многое. Тяжелые испытания выпали и на долю памятников эллинской цивили­зации. В 529 г. декретом византийского императо­ра Юстиниана I из Афин были изгнаны последние философы и риторы.

Храмы Акрополя стали христианскими церква­ми. Парфенон был превращен в церковь Св. Софии, Эрехтейон — в церковь Богоматери.

В эпоху крестовых походов Афины два с поло­виной столетия (1125—1456) переходили от одного властителя к другому. Пропилеи превратились во дворец, а на вершине Акрополя была сооружена толстостенная прямоугольная башня, заслонив­шая собой античные постройки.

В 1456 г. турки, сокрушив последний оплот Ви­зантийской империи — Константинополь, захва­тили Афины. Акрополь на долгие четыре столетия стал главной опорной крепостью османов в Атти­ке. Парфенон был превращен в мечеть. Над ним поднялась высокая башня минарета. Эрехтейон с его шестью кариатидами был превращен в гарем. В Пропилеях разместились казармы и пороховой склад. В 1656 г. бочки с порохом взорвались. По­чти вся центральная часть Пропилей оказалась разрушенной.

С высоты Акрополя открывается велико­лепный вид на раскинувшийся у его подножия город, сохранивший много прекрасных памят­ников.

Знакомство с памятниками античных Афин на­чинают с Ареопага, расположенного ближе всего к Пропилеям. Сюда можно подняться по узкой, вы­сеченной в скале лестнице. На Ареопаге заседал суд старейшин, высший судебный орган Афин­ского государства, рассматривавший дела об убий­ствах.

Пникс, место народных собраний, отделен от Акрополя и Ареопага улицей Апостола Павла. На Пниксе сохранилась высеченная в скале терраса, где происходили народные собрания. В центре террасы имеется каменное возвышение — это три­буна для ораторов.

Между Пниксом и расположенным к югу хол­мом Муз находится вертикальная скала, в которой темнеет несколько отверстий. Существует преда­ние о том, что здесь была темница философа Со­крата, где он окончил свои дни, приняв яд.

В районе Пникса и холма Муз начинались зна­менитые Длинные стены, связывавшие город с его гаванью — Пиреем.

С юга вдоль Акрополя проходит широкая сов­ременная улица Дионисия Ареопагита. На нее вы­ходит фасад театра Одеон, построенного во II в. до н. э. и предназначавшегося для музыкальных и театральных представлений. Павсаний назвал его наиболее величественным и прекрасным сооруже­нием такого рода. Театр вмещал 5 тыс. зрителей. Он сохранился лучше большинства античных те­атров и в настоящее время продолжает использо­ваться по своему прямому назначению: здесь пе­риодически выступает труппа Афинского театра, ставящая древнегреческие трагедии.

Восточнее расположен театр Диониса, соору­женный в V в. до н. э. В свое время он считался од­ним из крупнейших театров Греции и мог вмес­тить более 17 тыс. зрителей.

Улица Дионисия Ареопагита выходит на про­спект Королевы Амалии в том месте, где к нему примыкает священный участок храма Зевса Олим­пийского. Храм Зевса Олимпийского имеет дол­гую историю. Начатый еще в Ув. до н. э., он не был закончен. Несколько колонн были увезены императором Суллой в Рим, где они украсили Ка­питолий. И лишь при императоре Адриане, в 131 — 132 гг. н. э., было завершено строительство этого грандиозного храма, одного из самых больших сооружений античной Греции. Из ста четырех колонн храма сохранилось лишь шестнадцать, вы­сота их — 17,25 м, диаметр основания — 1,7 м. Поставленные очень близко друг к другу, эти ог­ромные мраморные колонны поражают своей грандиозностью. В храме стояла гигантская статуя Зевса — копия статуи Зевса Олимпийского работы Фидия, а рядом с ней возвышалась статуя импера­тора Адриана, также из золота и слоновой кости.

Недалеко возвышается арка императора Адри­ана. Она служила воротами в стене, отделявшей старый греческий город от нового, построенного римлянами. Об этом свидетельствуют надписи на фасадах арки: на стороне, обращенной к Акрополю, — «Здесь Афины, старый город Тезея»; на другой стороне — «Здесь город Адриана, а не Тезея».

Прямо против арки Адриана начинается не­ большая улица Лисикрата. Когда-то отсюда вокруг подножия Акрополя к театру Диониса шла знаме­нитая улица Треножников, вдоль которой распо­лагались памятники в честь граждан, одержавших победу на дионисийских состязаниях. Памятник Лисикрата — единственный из всех памятников, уцелевший до наших дней.

К северо-западу от памятника Лисикрата начи­нается район Плака — наиболее старая часть сов­ременного города. Дома с плоскими крышами – террасами или черепичными кровлями образуют узкие кривые улочки, соединенные каменными лестницами. Из-за небольших домиков видна Башня ветров. Это распространенное название сооружения, построенного в середине I в. до н. э. В ней помещались солнечные и водяные часы — клепсидра. Восьмигранная башня имеет высоту 13 м. Грани ее ориентированы строго по сторонам света. В верхней части помещены рельефные ал­легорические изображения ветров и обозначены названия: северный, восточный, южный, запад­ ный и т. д.

Напротив Башни ветров начинается идущая на север улица Эола, названная по имени бога вет­ров древних греков. На нее выходят остатки бо­ковых стен библиотеки Адриана, открытые во время раскопок 1885 г. Это было обширное соору­жение, в котором находились книгохранилище и архив.

Башня ветров расположена на восточной окра­ине римской Агоры (рынка), построенной в I в. до н. э. Рыночная площадь была окружена мрамор­ной колоннадой, в глубоких портиках помещались лавки.

Греческая Агора, в отличие от римской, была не просто рыночной площадью, а являлась центром общественной и политической жизни города, здесь находились основные обществен­ные учреждения Афин, происходили первые те­атральные представления. Расчищенная и ухо­женная территория Агоры стала своеобразным музеем.

С площадки от Агоры можно спуститься на Священную дорогу, ведущую к Пропилеям. За ней видна стоя Аттала (стоя — галерея-портик с длин­ной колоннадой).

На холме возвышается величественный храм бога-кузнеца Гефеста, он сохранился лучше Пар­фенона. По размеру храм Гефеста почти вдвое меньше Парфенона, но его строгая, замкнутая колоннада отличается такой же монументаль­ностью. Декор храма свидетельствует, что здесь были представлены десять из двенадцати под­вигов Геракла — любимого героя Древней Гре­ции.

Музей Агоры размещен в восстановленной стое Аттала. Среди многочисленных экспонатов особо ценны статуя Аполлона IV в. до н. э. работы скульптора Эвфрапора и статуя Афродиты Vв. до н. э., приписываемая Каллимаху. Интересны расписные глиняные вазы, бронзовое оружие и другие предметы из погребений микенской эпохи.

К северо-западу от Агоры находятся раскопки Керамика. Здесь был один из крупнейших некро­полей Афин. Открытый в 70-х гг. XIX в., «город мертвых» интенсивно раскапывался в XX в. Те­перь весь район раскопок, как и Агора, превращен в музей под открытым небом. Греческие некропо­ли украшались различными надгробными памят­никами, преимущественно мраморными стелами с рельефными изображениями умерших. Эти над­ гробия — превосходные образцы искусства клас­сической Греции.

В музее представлены великолепные памятни­ки, найденные во время раскопок Керамика. Наи­более ценной частью коллекции являются распис­ные вазы.

Полное представление об античном периоде в жизни Афин можно получить в залах афинского Национального археологического музея, распола­гающего великолепным собранием произведений искусства Древней Греции от эпохи неолита до римского времени. Здание музея, построенное в 1868—1889 гг. (архитектор Ланге), стоит в глубине обширного зеленого сквера на улице Потиссиа, идущей к северу от площади Омониа. Микенский зал экспонирует находки из погребений царского некрополя в Микенах: среди них золотые погре­бальные маски, диадемы, бусы, перстни-печатки, многочисленные золотые, серебряные и бронзо­вые сосуды. Музей располагает обширными со­браниями античной скульптуры. Статуи обнажен­ных юношей-атлетов, куросов, воинов дают пред­ставление о наиболее распространенном типе греческой скульптуры. Здесь экспонируются ши­роко известная статуя богини победы Ники рабо­ты скульптора Архероиса, найденная на острове Делос, бронзовая статуя бога морей Посейдона, статуя Гермеса с острова Андрос и другие выдаю­щиеся произведения. Гордостью музея является великолепная коллекция бронзовых скульптур, лучшая, по мнению специалистов, в мире. Наибо­лее совершенные из них — Аполлон, Афина, Арте­мида, Гермес.

В залах музея собрана и богатейшая коллекция греческой расписной керамики, терракотовых ста­туэток и фигурных сосудов, позволяющих судить о высоком уровне прикладного искусства классиче­ского и эллинского периодов.

Район Плаки дает прекрасное представление об Афинах XVIII — начала XIX в., — Старом горо­де с кривыми, запутанными улочками и неболь­шими домиками с примыкающими к ним двори­ками, огражденными каменными заборами. Накаждом шагу здесь встречаются таверны — ма­ленькие ресторанчики, лавочки, заполненные изделиями местных ремесленников: глиняные и медные кувшины, кожаные туфли и сумки, пест­рые ткани, ковры и одежда.

На территории Старого города сохранилось значительное количество византийских церквей, среди которых лучше всего сохранилась церковь св. Федоров, посвященная двум святым, носив­шим это имя. Она стоит на площади Клафтамонос, на углу улицы Еврипида, окруженная совре­менными домами. В центре улицы Гермеса, на маленькой площади, находится церковь XI в. Капникарея, посвященная Богоматери, а в юго-восточном углу греческой Агоры, рядом с Панафинейской дорогой, — полностью отреставриро­ванная церковь св. Апостолов, также относящаяся кХ1в.

На площади Митрополеос расположена цер­ковь Малая Метрополия, посвященная Богома­тери Панагии. Малая Метрополия кажется мини­атюрной (высота ее 12 м, площадь 11 х 7 м) рядом с массивной громадой Большой Метрополии — главного храма современных Афин, построенного в 1842—1862 гг. Интерьер храма, украшенный росписями и мрамором, во многом повторяет интерьер храма св. Марка в Венеции. Большая Метрополия стала своего рода эталоном для всех последующих церквей, возводимых в Гре­ции.

Всемирно известный монастырь Дафни, осно­ванный в Ув., расположен в ближайших окрест­ностях столицы. В Дафни ведет дорога, идущая на запад через район, где в древности находилась Академия Платона.

Чтобы расширить представление об искусстве византийских Афин, надо познакомиться с па­мятниками, собранными в залах Византийского музея. Музей находится на проспекте Королевы Софии во дворце княгини Пледанс, построенном архитектором Клеанфисом. В залах музея собраны произведения византийского искусства со всех концов Греции. Интересна коллекция визан­тийской живописи, большая часть которой от­носится к XIII—XVII вв. и более позднему вре­мени. Уникальна икона Богоматери с младенцем из Вифании (Малая Азия), превосходны иконы св. Георгия XIII в., здесь же представлены извест­ные иконы Христа начала XIV в. и икона с изобра­жением Распятия.

Центром современного города стала площадь Синтагма. Здесь сосредоточены здания Старого дворца — греческий парламент, роскошные отелии магазины, официальные учреждения. На улицах Стадиу, Университета и Академии, идущих от площади Синтагма к площади Омониа, выделя­ются здания академии, университета, Националь­ной библиотеки. Они украшены портиками, ко­лоннами, увенчаны статуями. У входа в здание академии помещены фигуры древнегреческих философов Платона и Сократа. Новый королев­ский дворец известен своими евзонами — гвар­дейцами, одетыми в национальные греческие костюмы — расшитый кафтан, пышную белую юбочку, туфли с огромными помпонами и крас­ную феску.

Примечательное сооружение новых Афин — стадион, построенный в 1895 г. для первых Олимпийских игр, возобновивших после много­векового перерыва древнюю эллинскую тради­цию.

Современные Афины растут во всех направле­ниях от центральных улиц. В новых кварталах строятся высотные сооружения, где размещаются банки, крупные компании, адвокатские конторы и т. д. Яркими образцами новой архитектуры являются здания типа «Афинской башни». Крупнейший в городе отель «Хилтон» — высот­ное здание, на плоской крыше которого устроен ресторан. Из него открывается впечатляющий вид на возвышающийся невдалеке Акрополь и на море.

В старых границах городу не хватает места. В последние годы город растет не только вверх, но и вниз. Греческие архитекторы начинают созда­вать подземные сооружения. Обширный торговый центр построен под площадью Омониа.

Растут пригороды Афин; в пригородах Кефисья, Психико и других среди зелени располо­жены небольшие, преимущественно двухэтажные коттеджи.

На афинских улицах мало зелени, особенно в центре города. Больших парков в Афинах всего два. В северной части города, на проспекте Алек­сандра, находится Марсово поле — современный парк с различными аттракционами. Одна из его аллей украшена бюстами героев войны за неза­висимость. Национальный парк раскинулся за комплексом Старого дворца, между проспектами Королевы Софии и Королевы Амалии. Он засажен различными декоративными растениями и кустар­никами и яркими южными цветами. Среди его те­нистых аллей сохранились остатки терм (общест­венных бань) римского времени и некоторые дру­гие памятники.

С юга к Национальному парку примыкает парк Заппейон, тянущийся до самого храма Зевса Олимпийского. В южной части парка возвышает­ся известный памятник Байрону работы француз­ских скульпторов Шаню и Волдьера. Женщина в тунике, символизирующая Грецию, венчает лав­ровым венком поэта. «Греция — Байрону» — вы­сечено на постаменте. Как известно, великий анг­лийский поэт сражался за свободу Греции и умер на ее земле.

Афиняне любят свое прошлое и справедливо гордятся им. Исторический музей Афин располо­жен в здании Старого парламента на площади Колокотрониса. Музей Бенаки расположен в двух­ этажном особняке на проспекте Королевы Софии, в нем представлено собрание греческого приклад­ного искусства. Особенно интересна коллекция на­циональных костюмов и украшений XVIII—XIX вв. из всех районов Греции, дающая представление обогатом и красочном народном искусстве страны.

Для показа искусства нового времени на про­спекте Королевы Софии построено современное по архитектуре здание Национальной галереи. В ней экспонируются коллекции произведений европейских художников итальянской, фламанд­ской, немецкой школ, собрание графики, в том числе работы Дюрера, Рембрандта, Ван Дейка и других мастеров. Особенно интересно обширное собрание произведений изобразительного искус­ства греческих мастеров.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, оценка: 5 из 5)