Древнейшее население Мценского района

Древнейшим населением Мценского края, о котором сохранились письменные источники, является племя вятичей, пришедшие на территорию нашего района в VIII веке. «Повесть временных лет» в рассказе о расселении славянских племён сообщает, что происходили «вятичи – от рода ляхов». Самоназвание племени она производит от имени вождя вятичей – Вятко (Вячеслава). 2 При этом славяне пришли не на пустое место. Территория уже была занята племенами древних балтов. Ближайшим известным по источникам соседским племенем балтского происхождения была голядь, занимавшая верховья Оки, части Калужской и Московской областей. Память о балтах сохранилась в названиях местных рек с окончаниями на «ша», «са», «ча», «ма», например, Зуша. На востоке жили племена финно-угорской группы.

Вместе с вятичами по соседству расселились другие славянские племена. Западную часть Орловской области заняли северяне, а район реки Сосны – донские славяне. Основными видами поселений вятичей были неукреплённые селища и укреплённые городища. Дома их представляли собой прямоугольные землянки: нижняя часть их была углублена в землю, а на поверхности находился деревянный сруб с двускатной крышей. В домах были подполья, а рядом с домами – хозяйственные постройки.

Основным занятием вятичей было подсечноогневое земледелие. Такое название это земледелие получило потому, что по осени на выбранном под посев участке топором подсекались деревья. Когда они высыхали, их валили на землю и поджигали. Зёрна, брошенные в золу, смешанную с верхним слоем почвы, заделывали бороной (стволом дерева с обрубленными ветвями). Уча- сток сохранял плодородие несколько лет, после чего нужно было расчищать другой.

Позже вятичи стали пахать землю с помощью треугольного железного плуга на лошадях. В хозяйственных целях они держали коров, гусей, уток, кур, домашних голубей. Дополнительными источниками питания были охота, рыболовство, сбор мёда, грибов и ягод. Жили вятичи родовой общиной, во главе которой находился старейшина. По обычаю, будущих жён они похищали по сговору с ними во время игрищ. В порядке вещей было иметь по две-три жены. Средняя продолжительность жизни редко превышала у мужчин 40 лет. Женщины жили ещё меньше. Треть населения умирала ещё в детском возрасте. Погребальный обряд вятичей был связан с кремацией (сожжением), после чего останки собирались в горшок и помещались «на столбах при дорогах», в специальных домиках. В честь умершего устраивались воинские игры (тризны).

Также вятичи хоронили своих соплеменников и в курганах (земляных холмах). С XI в., наряду с кремацией, наблюдается захоронение тел умерших. Умерший помещался на поверхность земли или в подкурганную яму. Он укладывался головой на запад, с лицом, повёрнутым влево. К этому периоду относятся и различные предметы быта, найденные в древнейших захоронениях. Вместе с женщинами учёные находили семилопастные височные кольца (по форме колец археологи определяют племенную принадлежность погребённых славян), глиняные и стеклянные бусы, медные браслеты. В мужских могилах встречались ножи, пряжки, шейные гривны.

Реконструкция женского головного убора и украшений из вятических курганов

Наличие медных шейных гривен и большого количества перстней в некоторых захоронениях считается влиянием культуры балтских племён. Часто в могилы помещались горшки с ритуальной пищей.

Изменение обряда погребения позволило известному советскому антропологу М.М. Герасимову восстановить по черепам внешний облик вятичей.

В «Повести временных лет» под 859 г. упоминается, что вятичи платили дань хазарам «по беле и повеверице от дыма»

Веверица – это, вероятно, шкурка зимней белки, а позднее – самая мелкая денежная единица Древней Руси, содержавшая 0, 33 г серебра. Страна вятичей привлекала и киевских князей. В 956 г. князь Святослав победил хазар, взял их столицу, а на следующий год – одолел вятичей и «дань на них возложи».

Неизвестно, как быстро вятичи прекратили выплату этой дани, но в 981 г. князь Владимир победил вятичей и «возложи на ня дань от плуга, якоже и отец его имаше». В ответ вятичи на следующий год начали войну, но были побеждены вторично.

Впрочем, и эта победа не дала Киевской Руси однозначно подчинить себе вятичей. Они продолжали независимо жить на своих землях, не пропуская никого свободно проезжать по занятой ими территории. Недаром князь Владимир Мономах вспоминал о том, как он в юности проехал к Ростову «сквозь землю вятичей», а также ходил «подряд две зимы на Ходоту и его сына» как о заслуживающих внимания подвигах.

О результатах двух последних походов ничего не сообщается. Следовательно, вятические земли остались независимыми. Подтверждением трудностей, связанных с проездом через вятические земли, служит и известная былина об Илье Муромце и Соловье Разбойнике. Когда Илья сообщает, что проехал в Киев «прямой дорогою», то есть через земли вятичей, то ему никто не верит. Старинные предания связывают встречу Ильи с Соловьём с местечком Семь Дубов (Хотынецкий район).

К сожалению, мы ничего не можем сказать о политическом устройстве земель вятичей. Первоначально оно, вероятно, представляло собой племенной союз. Начал ли зарождаться в их землях феодальный уклад, был ли упоминаемый Владимиром Мономахом Ходота верховным или местным князем вятичей, является ли упоминание его сына намёком на установление у них на- следственной власти – об этом, скорее всего, мы никогда не узнаем.