Школа кружевниц

  • Мценская школа кружевниц
  • Мценская школа кружевниц
  • Мценская школа кружевниц

История мценского кружевного промысла и современные тенденции этого вида искусства.

Вo многих странах мира развиты те или иные отрасли экономики. Но определенную неповторимость территории придают промыслы. Именно развитие промыслов, имеющих многовековую историю, отличает одну территорию от другой.

Первые документальные упоминания о кружевных дел мастерицах Мценского уезда Орловской губернии связаны с именем «помещицы Протасовой»: « Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию».

АННА СТЕПАНОВНА ПРОТАСОВА, 1745 – 1826, дочь сенатора Степана Федоровича Протасова (1703 – 1767) и второй жены его, Анисии Никитичны Орловой (1721 – 1775), двоюродная племянница братьев Орловых,

АННА СТЕПАНОВНА ПРОТАСОВА

была взята Екатериной II во фрейлины. Екатерина скоро так привыкла к ней, что Протасова сделалась неразлучною спутницей во всех ее путешествиях и поверенной ее сердечных тайн. С нею вместе в Зимнем дворце жили пять ее племянниц, дочерей Петра Степановича Протасова, которые, благодаря ей, получили блестящее образование и сделали хорошие партии. В 1784 г. Протасова была пожалована в камер-фрейлины. Смерть Екатерины была для нее тяжелым ударом; она в течение суток не выходила из комнаты, где лежала в агонии ее благодетельница, и присутствовала при ее кончине.

В царствование Павла положение ее при дворе не изменилось, отчасти благодаря браку ее племянницы с любимцем Государя, графом Ф. В. Ростопчиным: она сохранила помещение и стол во дворце, получила орден св. Екатерины 2-го класса, пенсию и 1000 душ в Воронежской и Петербургской губерниях. В коронацию Александра I Протасова была возведена в графское достоинство, распространенное, по ее просьбе, на незамужних племянниц ее, фрейлин Варвару, Веру и Анну, и на потомство другого брата ее, бригадира Александра Протасова.

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому (в те времена они входили в одну Орловскую губернию), как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки»

— очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых — больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева. С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парноемерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».

Полотенце. Мценское кружево. Лен, XIX век.

Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров, а золотосеребряное кружево к концу 19 века кроме Мценска практически нигде уже не выплетали.

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.»

Исходя из этой статьи и делая не хитрые математические вычисления, можно утвердительно сказать, что кружевоплетением во Мценском крае занимались уже в XVII веке. Вот откуда столь быстрое обучение мастериц европейскому манеру и создание мануфактуры на 1200 мастериц!

В конце XIX столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры.

В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева (1852 – 1934). Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году 4 сентября она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома

Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой мировой войны его производство стало сокращаться, после революции одно время существовала артель «Клары Цеткин». Ко второй мировой войне промысел практически прекратил своё существование.

В 1992 году Мценское кружево вместе с Ливенскими гармошками от Орловской области попадают в программу «Возрождение» и 1 декабря этого же года открывается «Школа кружевниц» под руководством народного мастера России по кружевоплетению Савенковой Нины Гавриловны. Преподавателем она приглашает одну из лучших своих учениц Шалыгину Анну Алексеевну ( в настоящее время тоже народного мастера России по кружевоплетению). За эти годы школа выпустила уже более 200 кружевниц, часть из которых продолжает заниматься кружевоплетенем. Продолжают звенеть коклюшки, едут экскурсии в музей Мценского кружева при «Школе кружевниц» и не только из России.

Только за 2015 год «Школа кружевниц» приняла участие в съёмках канала НТВ программы «Поедем, Поедим!» Джона Уорена в Марте. В ноябре приезжал канал Рашен Тудей с мексиканским актёром и журналистом Эриком Фонсека, снимали сюжет для его программы «Список Эрика».

Школа кружевниц ежегодно готовит демонстрационный показ своих работ в Художественной галерее г.Мценска к традиционной выставке «Волшебные женские руки», фестивале «Троицкие хороводы. В 2015 году приняли участие в первом российском фестивале «Тургениус» на Тульской земле, участвует в городских и областных мероприятиях. Продолжается пополнение экспонатами музея кружев при «Школе кружевниц».

Адрес: Россия, Орловская область, Мценск, улица Гагарина, 87

Телефон: +7 (48646) 2-59-53

Данный материал предоставлен специально для сайта www.mchensk.ru руководителем Мценской школы кружевниц.

Фото: Виталий Туманов

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(10 голосов, оценка: 5 из 5)