История экспоната времен Великой Отечественной

Мценский краеведческий музей имени Г. Ф. Соловьева в фондовой коллекции имеет более 21000 экспонатов, многие из них представлены в выставочных залах.

История экспоната времен Великой Отечественной

Часть предметов и фотоматериалов, относящихся к истории времен Великой Отечественной, располагаются в двух залах войны. Здесь можно познакомиться с материалами с октября 1941 по июль 1943 года. Все, что представлено в одной статье не опишешь, остановимся на теме о летчиках. В первую очередь – это, конечно же, наши земляки, воздушные асы, получившие во время военного лихолетья «Звезду Героя». Фотографии Кузьмина Валентина Сергеевича, Макарова Дмитрия Алексеевича, Фатеева Ивана Федоровича, Егорова Петра Дмитриевича, есть в экспозиции, а также короткие биографические данные, личные вещи некоторых героев. Об этом обязательно рассказывает экскурсовод Мценского музея, во многих книгах, в Интернете, тоже можно легко найти информацию об этих людях. Но есть в экспозиции останки самолета, найденного военно-историческим клубом «Орловский рубеж». Как это произошло, рассказал председатель Александр Коссов.

История экспоната времен Великой Отечественной

Они были найдены несколько лет назад при проведении поисковых работ в окрестностях Мценска на поле бывшего межхозяйственного предприятия Нижняя Зароща, там, где находится памятник «Катюша». Чуть ближе к железной дороге случайно обнаружили большой сигнал. Решили посмотреть, что это такое, думали, как обычно каски, металлические листы, цинки от патронов.

Удивились, когда обнаружили какую-то металлическую трубу. Первое предположение, что это миномет, а потом яма все расширялась, и оказалось, что это останки самолета, которые углубились в землю на 3,5 метра.

Работы продолжились, привлекли технику с военной части, чтобы откапать эту яму, потому что ручным трудом это было достаточно сложно сделать.

В результате вытащили оттуда останки самолета ЛА-5. Это установили по деталям фюзеляжа, по авиапушкам, двигателю, двигателю воздушного охлаждения М-82, по номеру на блоке двигателя, на цилиндрах. Определили, что этот двигатель принадлежал ЛА-5, с 15-й воздушной армии, 315 авиадивизии, 50-й истребительному авиаполку.

История экспоната времен Великой Отечественной

В последний полет на нем вылетел младший лейтенант Анатолий Николаевич Дмитрук.Он родился 1919 году в городе Скопино Рязанской области, закончил Борисоглебскую школу летчиков. В 1940 году призван в армию, в связи с началом войны его направили на фронт, в 1942 году прошел обучение на самолете ЛА-5. Служил в 50-м истребительном авиаполке, 315 дивизии и воевал в нем до момента гибели.

По документам,найденным, в архиве выяснили, что эта авиагруппа была придана 15-й авиадивизии воздушной армии, занимала аэродромы в Тульской области.

Вылетали летчики с начала на свободную охоту парами, потом в мае 1943 года переключились на разведку вражеских позиций. Большинство истребителей летало на разведку в преддверии операций «Цитадель» и «Кутузов».В июне-июле 1943 года в направлении населенных пунктов Новосиль-Залегощь Мценского района. Самолеты перелетали через линию фронта и вели разведку.

Хорошо этот эпизод того времени иллюстрирует фильм «В бой идут одни старики». Перед пилотами ставилась задача, сделать фотографии и визуально рассмотреть местность. По возвращении летчики наносили на планшеты найденные цели, позиции противника.

12 июля 1943 года младший лейтенант Дмитрук и его ведомый вылетели на разведку в деревню Веселое Залегощенского района, как раз в то время начиналась операция «Кутузов», наступление советских войск 3 и 63 армий.

Возвращаясь с задания над городом Мценском, где сейчас находится район «В» летчики встретили несколько немецких самолетов. В боевом задании у них было написано «не ввязываться в бой, если что, уходить на свою территорию, прятаться в облаках, чтобы сохранить ценные данные».

Ведущий и ведомый ушли в облака, но при выходе попали в воздушный бой. Ведомому Дмитрука удалось вернуться на аэродром, а Анатолий Николаевич из боя не возвратился.

Поисковики, запрашивая информацию, выяснили из документов 283-й дивизии, которая как раз в это время стояла в районе Голубков (Голубки, Степурино и далее Нижняя Зароща, Бутырки). Из донесения узнали, что 860-й полк в расположении наблюдали этот воздушный бой, и было записано:

«…один советский самолет был подбит, он загорелся и упал на нейтральной полосе, ближе к немецким позициям. Летчик выпрыгнул с парашютом…»

Его отнесло на сторону войск Красной Армии 860-го полка. Этим летчиком, как раз был Анатолий Дмитрук. Его в воздушном бою тяжело ранило, и впоследствии он умер при перевозке в полковой медицинский пункт.По документам личность летчика установили, тело пилота было погребено возле полкового медицинского пункта.

На счету младшего лейтенанта Дмитрука в июле 1943 года сорок пять часов полетов на ЛА-5 и четыреста вылетов. В одном из боев он сбил немецкий самолет, за это представлен к награде орден «Отечественной войны II степени».

В наградном листе написано следующее:

«…Дисциплинированный, грамотный командир, смелый, инициативный истребитель-разведчик, всегда рвущийся на выполнение любого боевого задания. 11.06.1943 года в районе Орла сбил «Фокевульф-190». Летая на разведку, всегда давал ценные сведения командованию о группировке войск противника в районе Орла, Мценска. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий мл.лейтенант Дмитрук достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени».

Подписано представление 15 июля 1943 года, а после рассмотрения Президиум Верховного Совета СССР представил его к более высокой награде ордена Отечественной войны 1-й. Это написано в верхнем левом углу в наградном листе и отражено в приказе. После гибели летчика записали, что он без вести пропал, а орден отправили на Родину пилота.

История экспоната времен Великой Отечественной

Сейчас Анатолий Николаевич Дмитрук не числится по базам данных, пропавших без вести. Поисковики клуба «Орловский рубеж» предполагают, что он, скорее всего, похоронен в братской могиле в деревне Нижняя Зароща, именно там находился полковой медицинский пункт. Они изготовили табличку с данными и установили на месте захоронения летчика.

История экспоната времен Великой Отечественной

Найденные детали самолета поисковики часть оставили у себя в центре военной истории и раздали по музеям - 3-й армии и Мценскому краеведческому музею. Посетив местный музей и зайдя во второй зал войны, можно рассмотреть детали самолета ЛА-5, на котором летал герой нашей статьи. Это головка двигателя М-82, стойка основного шасси, бронеспинка самолета, детали фюзеляжа, авиационная пушка 20 миллиметрового калибра.

Авторы: Александр Коссов, Наталья Коновалова
  • 0
  • 1 198

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив